Rambler's Top100
главная
реклама на сайте
статьи
законы
 
главная
Адвокаты Москвы
лицензирование
регистрация фирм
перерегистрация
ликвидация фирм
оффшорные фирмы
аккредитация
лизинг
аудит
банкротство
консалтинг
 
СТАТЬИ
банкротство
лизинг
аудит
консалтинг
 
ЗАКОНЫ
конституция
кодексы
законы
ГРП
МРП
МНС
минюст
роспатент
пенсионный фонд
МАП
 
помощь
новости
реклама на сайте
обмен ссылками

Яндекс цитирования

Rambler's Top100

Перевод с/на иностранные языки

Специальное предложение от Бюро переводов РОЙД для юридических фирм, адвокатских коллегий, бюро и юридических отделов компаний.

Подробнее >>


<< Предыдущая Вернуться в список статей Следующая >>


Российское законодательство о труде, несостоятельности, коллективных договорах и соглашениях: реальность и проблемы



Кодекс законов о труде РФ не содержит правовых норм, регламентирующих взаимодействие сторон трудовых отношений (работников и работодателя) в условиях несостоятельности. Под несостоятельностью понимается весь комплекс процедур, предусмотренных Федеральным законом от 8 января 1998 г. N 6 - ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".

Раскроем перечень упомянутых процедур. Согласно ст.23, при рассмотрении дела о банкротстве должника - юридического лица применяются следующие процедуры банкротства: наблюдение; внешнее управление; конкурсное производство; мировое соглашение; иные процедуры банкротства, предусмотренные настоящим Федеральным законом. Выясним степень и достаточность регламентации отношений в условиях несостоятельности (банкротства) законодательными актами, вытекающими из КЗоТ и входящими в область трудового права.

Закон РФ от 11 марта 1992 г. N 2490 - 1 "О коллективных договорах и соглашениях" (в редакции федеральных законов от 24 ноября 1995 г. N 176 - ФЗ; от 1 мая 1999 г. N 93 - ФЗ). Закон о коллективных договорах содержит определенный перечень ситуаций, при которых коллективный договор организации имеет юридическую силу. В ст.14 законодатель определил, что коллективный договор сохраняет свое действие в случаях:

1) изменения cостава, структуры, наименования органа управления организаций;

2) расторжения трудового договора (контракта) с руководителем организации;

3) реорганизации организации (срок сохранения действия коллективного договора ограничен рамками периода реорганизации);

4) смены собственника имущества организации (срок сохранения действия коллективного договора ограничен более жестко и конкретно: в течение 3 месяцев).

На случай ликвидации организации, например по причине банкротства, Законом о коллективных договорах предусмотрен только механизм реализации права претензии работников, связанный с выполнением обязательств по коллективному договору. Так, согласно ст.16, претензии работников удовлетворяются из имущества ликвидируемой организации в соответствии с действующим гражданским законодательством. При этом, законодатель в недостаточной степени проанализировал ситуацию, излагая вторую часть данной нормы.

Согласно ст.16 Закона о коллективных договорах, размер средств, направляемых на удовлетворение претензий работников, определяется и распределяется по подразделениям и среди работников ликвидационной комиссией по согласованию с представителем работников, подписавшим коллективный договор с приложениями. По смыслу данной нормы надлежащим лицом, которое должно обеспечить ее реализацию, является ликвидационная комиссия. Как следует из ч.1 ст.16, деятельность названного института предусмотрена гражданским законодательством. Это, в свою очередь, означает, что ликвидационную комиссию может возглавить лицо, которое имеет другой юридический статус и цель деятельности, отличную от работодателя. Следовательно, данное лицо не имеет надлежащих полномочий представлять интересы работодателя, а работники и их представительные органы не состоят с ним в социально-трудовых отношениях.

Гражданским кодексом РФ (ч.1 ст.62 - 64) предусмотрена регламентация процедуры ликвидации организации. Согласно п.2 ст.62 ГК, учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают по согласованию с органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают в соответствии с настоящим кодексом порядок и сроки ликвидации.

Функции органов управления юридического лица, предусмотренные его учредительными документами, с момента назначения ликвидационной комиссии прекращаются (п.3 ст.62 ГК).

В контексте темы такое положение дела означает, что на практике рассматриваемую норму ст.16 Закона о коллективных договорах реализовать крайне затруднительно или невозможно. Причина в том, что юридический статус и регламентация отношений между работниками и их полномочными представителями, с одной стороны, и ликвидационной комиссией - с другой, по сути, принадлежат разным отраслям права и не стыкуются.

Надо обратить внимание на противоречия норм Закона о коллективных договорах в отношении их действия по кругу лиц. Согласно ч.2 ст.1, действие Закона распространяется на всех работодателей, работников, представителей работодателей и представителей работников, а также на органы исполнительной власти и органы местного самоуправления. В данный круг лиц не входят собственник имущества и лицо, осуществляющее реорганизацию организации, например в ходе проведения процедур несостоятельности (арбитражное, временное управление до начала конкурсного производства), а также лицо, занятое ликвидацией организации.
Все упомянутые лица прямо или косвенно причастны к процедурам, предусмотренным ст.14 и ст.16 Закона о коллективных договорах и соглашениях.


Материалы взяты с сайта: http://business.rin.ru/

<< Предыдущая Вернуться в список статей Следующая >>


Перевод с/на иностранные языки

Специальное предложение от Бюро переводов РОЙД для юридических фирм, адвокатских коллегий, бюро и юридических отделов компаний.

Подробнее >>

Реклама


Популярные статьи

Банкротство
Ежегодный объем российских сделок по слияниям и поглощениям в ближайшие 5 лет может превысить 10 млрд. долл...>>

Лизинг
Первые частные лизинговые структуры появились в России в начале 90 - х годов. С тех пор было зарегистрировано около 2500 лизинговых компаний. Однако это не значит, что в настоящее время...>>

Аудит
Развитие рынка аудиторских услуг в России в последние годы происходило бурными темпами. В то же время рост числа аттестованных аудиторов...>>

Консалтинг
Профессиональные консультационные услуги в России оказываются уже свыше десяти лет. Несмотря на столь длительных срок, ясного понимания того, для чего приглашать консультантов и нужно ли их вообще приглашать...>>





ГЛАВНАЯ :: СТАТЬИ :: ЗАКОНЫ :: РЕКЛАМА НА САЙТЕ