Rambler's Top100
главная
реклама на сайте
статьи
законы
 
главная
Адвокаты Москвы
лицензирование
регистрация фирм
перерегистрация
ликвидация фирм
оффшорные фирмы
аккредитация
лизинг
аудит
банкротство
консалтинг
 
СТАТЬИ
банкротство
лизинг
аудит
консалтинг
 
ЗАКОНЫ
конституция
кодексы
законы
ГРП
МРП
МНС
минюст
роспатент
пенсионный фонд
МАП
 
помощь
новости
реклама на сайте
обмен ссылками

Яндекс цитирования

Rambler's Top100

Перевод с/на иностранные языки

Специальное предложение от Бюро переводов РОЙД для юридических фирм, адвокатских коллегий, бюро и юридических отделов компаний.

Подробнее >>


<< Предыдущая Вернуться в список статей Следующая >>


Ликвидация юридических лиц по искам налоговых органов



Пунктом 3 ст. 61 "Ликвидация юридического лица" Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что требование о ликвидации юридического лица может быть предъявлено в суд государственным органом или органом местного самоуправления, которому право на предъявление такого требования предоставлено законом. Статьей 31 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налоговые органы вправе предъявлять в суды общей юрисдикции или арбитражные суды иски о ликвидации организации любой организационно - правовой формы по основаниям, установленным законодательством Российской Федерации.

1. Инспекция МНС России обратилась в арбитражный суд с иском к индивидуальному частному предприятию о его ликвидации на основании п. 2 ст. 61 ГК РФ, мотивируя это требование, в частности, тем, что предприятие не привело организационно - правовую форму в соответствие с действующим законодательством (согласно п. 5 ст. 6 Федерального закона от 30.11.94 г. N 52 - ФЗ (с изм. и доп. от 16.04, 26.11.01 г.) "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" предприятия подлежали до 1 июля 1999 г. преобразованию в хозяйственные товарищества, общества или кооперативы либо ликвидации. По истечении этого срока предприятие подлежит ликвидации в судебном порядке по требованию органа, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц, налогового органа или прокурора).

Решением суда в иске было отказано, федеральный арбитражный суд округа решение оставил без изменения, в протесте предлагается данные судебные акты отменить и дело направить на новое рассмотрение. В постановлении президиума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 17.07.01 г. N 9927/00 указано, что протест подлежит удовлетворению по следующим основаниям. Как видно из материалов дела, предприятие прекратило свою деятельность, не находится по адресу, указанному в учредительных документах, место нахождения его установить невозможно и по счетам предприятия в течение последних 12 месяцев не проводились операции, в связи с чем суд сделал вывод о том, что предприятие является отсутствующим должником и его ликвидация должна осуществляться в соответствии со ст. 180 Федерального закона от 8.01.98 г. N 6 - ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".

Президиум ВАС РФ указал, что выводы суда ошибочны, поскольку основаны на неправильном применении Закона. Судами не приняты во внимание положения ст. 186 указанного Закона, в соответствии с п. 5 которой не могут быть признаны банкротами предприятия, к которым применяются нормы о казенных предприятиях согласно п. 5 ст. 6 Закона "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".

Индивидуальное (семейное) частное предприятие не может быть признано банкротом, поскольку к нему применяются нормы ГК РФ о казенных предприятиях, основанных на праве оперативного управления, и, следовательно, такие предприятия подлежат ликвидации в порядке, предусмотренном ст. 61 - 63 ГК РФ. При недостаточности у ликвидируемого предприятия имущества для удовлетворения требований кредиторов субсидиарную ответственность по его обязательствам в соответствии с п. 5 ст. 115 ГК РФ несет собственник имущества этого предприятия. С учетом изложенного дело направлено на новое рассмотрение.

2. Инспекция МНС России обратилась в арбитражный суд с иском о ликвидации товарищества с ограниченной ответственностью (ТОО). Исковое требование было удовлетворено, при этом суд руководствовался п. 4 части 3 ст. 59 Федерального закона от 8.02.98 г. N 14 - ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью", согласно которому неприведение учредительных документов товарищества с ограниченной ответственностью до 1 января 1999 г. в соответствие с данным Законом влечет ликвидацию ТОО.

Однако, как указывается в постановлении президиума ВАС РФ от 17.07.01 г. N 2163/01, юридическое лицо в силу п. 2 ст. 61 ГК РФ может быть ликвидировано по решению суда в случае осуществления им деятельности с неоднократными или грубыми нарушениями закона. Но при рассмотрении дела судом не было установлено, какие конкретно нарушения закона были допущены, что привело к принятию решения по неполно выясненным обстоятельствам. В связи с этим решение следует отменить и дело направить на новое рассмотрение. При этом, как отмечается в постановлении президиума ВАС РФ, суду следует принять во внимание постановления пленума Верховного суда Российской Федерации и пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 5.02.98 г. N 4/2 о том, что, если нарушения, допущенные юридическим лицом, не являются грубыми и носят устранимый характер, суд вправе предложить юридическому лицу (в порядке подготовки дела к судебному разбирательству либо отложив рассмотрение дела) принять меры к устранению имеющихся в учредительных документах расхождений с законом путем внесения необходимых изменений и дополнений с последующей регистрацией их в установленном порядке.

3. Инспекция МНС России обратилась в арбитражный суд с иском к товариществу с ограниченной ответственностью о его ликвидации в связи с неприведением учредительных документов ТОО в соответствие с Законом "Об обществах с ограниченной ответственностью". В удовлетворении иска было отказано со ссылкой на то, что налоговые органы не имеют права подавать иски о ликвидации юридического лица. Однако, как определено в постановлении президиума ВАС РФ от 18.09.01 г. N 3866/01, дело следует направить на новое рассмотрение по следующим основаниям.

Как следует из ст. 61 ГК РФ, требование о ликвидации юридического лица за неоднократные или грубые нарушения закона или иных правовых актов может быть предъявлено в суд государственным органом или органом местного самоуправления, которому право на предъявление такого требования предоставлено законом. Согласно ст. 59 Закона "Об обществах с ограниченной ответственностью" ООО (ТОО), которые не привели свои учредительные документы в соответствие с этим Законом либо не преобразовались в акционерные общества или производственные кооперативы, могут быть ликвидированы в судебном порядке по требованию органа, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц, либо иных государственных органов или органов местного самоуправления, которым право на предъявление такого иска предоставлено федеральным законом. Согласно ст. 31 НК РФ в компетенцию налоговых органов входит предъявление указанных исков. Таким образом, поскольку арбитражным судом не рассматривался по существу вопрос о наличии оснований для ликвидации юридического лица, оспариваемые судебные акты подлежат отмене, дело - направлению на новое рассмотрение.


Материалы взяты с сайта: http://business.rin.ru/

<< Предыдущая Вернуться в список статей Следующая >>


Перевод с/на иностранные языки

Специальное предложение от Бюро переводов РОЙД для юридических фирм, адвокатских коллегий, бюро и юридических отделов компаний.

Подробнее >>

Реклама


Популярные статьи

Банкротство
Ежегодный объем российских сделок по слияниям и поглощениям в ближайшие 5 лет может превысить 10 млрд. долл...>>

Лизинг
Первые частные лизинговые структуры появились в России в начале 90 - х годов. С тех пор было зарегистрировано около 2500 лизинговых компаний. Однако это не значит, что в настоящее время...>>

Аудит
Развитие рынка аудиторских услуг в России в последние годы происходило бурными темпами. В то же время рост числа аттестованных аудиторов...>>

Консалтинг
Профессиональные консультационные услуги в России оказываются уже свыше десяти лет. Несмотря на столь длительных срок, ясного понимания того, для чего приглашать консультантов и нужно ли их вообще приглашать...>>





ГЛАВНАЯ :: СТАТЬИ :: ЗАКОНЫ :: РЕКЛАМА НА САЙТЕ