Rambler's Top100
главная
реклама на сайте
статьи
законы
 
главная
Адвокаты Москвы
лицензирование
регистрация фирм
перерегистрация
ликвидация фирм
оффшорные фирмы
аккредитация
лизинг
аудит
банкротство
консалтинг
 
СТАТЬИ
банкротство
лизинг
аудит
консалтинг
 
ЗАКОНЫ
конституция
кодексы
законы
ГРП
МРП
МНС
минюст
роспатент
пенсионный фонд
МАП
 
помощь
новости
реклама на сайте
обмен ссылками

Яндекс цитирования

Rambler's Top100

Перевод с/на иностранные языки

Специальное предложение от Бюро переводов РОЙД для юридических фирм, адвокатских коллегий, бюро и юридических отделов компаний.

Подробнее >>


<< Предыдущая Вернуться в список статей Следующая >>


Проблемы урегулирования задолженности предприятий - банкротов



Несмотря на то, что согласно Налоговому кодексу Российской Федерации налоговые органы вправе применять к должникам принудительные меры взыскания, по - прежнему актуальными остаются вопросы взыскания задолженности с предприятий - банкротов.

Как показывает анализ структуры задолженности по налогам и сборам, сложившейся в Республике Хакасия по состоянию на 1 апреля 2002 года, из общей суммы задолженности в консолидированный бюджет на организации, на которых ведется одна из процедур банкротства, приходится 39 %. Сумма задолженности по предприятиям, уже признанным банкротами, но задолженность, по которым пока не списана, составляет 52,5 %. Погашение значительной суммы неурегулированной задолженности, приходящейся в основном на "мертвые" предприятия, происходит не в результате поступления средств в доход бюджета, а в результате списания сумм задолженности после ликвидации предприятий. Одновременно происходит списание не только старых долгов, возникших у предприятия до момента введения процедуры банкротства, но и списание текущих сумм, возникших в ходе ведения процедуры банкротства. Эти суммы можно было бы взыскать, если бы не проблемы, не урегулированные действующим Федеральным законом от 08.01.98 N 6 - ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон N 6 - ФЗ). Рассмотрим некоторые из них.

После того как введена процедура наблюдения, и временный управляющий уведомлен о принятии арбитражным судом заявления о признании должника банкротом, налоговые органы (либо уполномоченные органы в лице ФСФО России) вправе предъявить свои требования. Как только требования признаны, налоговые органы вправе участвовать в первом собрании кредиторов с правом голоса. Это, пожалуй, единственный случай, когда государство в лице налоговых (или уполномоченных) органов согласно Закону N 6-ФЗ имеет право голоса. В дальнейшем при внешнем управлении или при конкурсном производстве налоговые органы остаются в качестве "зрителей" без права влиять на принимаемые советом кредиторов решения.

В соответствии с п. 1 ст. 67 Закона N 6 - ФЗ арбитражный суд на основании решения первого собрания кредиторов принимает решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, выносит определение о введении внешнего управления или утверждает мировое соглашение, причем мировое соглашение может быть заключено на любом из этапов банкротства.

Именно при заключении мирового соглашения между кредиторами и должником возникает проблема урегулирования задолженности. Это обусловлено тем, что налоговые органы не имеют права участвовать в заключении мирового соглашения, но для погашения имеющейся у должника задолженности по обязательным платежам обязаны принять все меры по принудительному взысканию, вплоть до ареста имущества. В данном случае возникает ситуация, когда должник не имеет возможности исполнять заключенное мировое соглашение перед другими кредиторами, поскольку налоговыми органами к нему приняты меры принудительного взыскания.

Соответственно заключение мирового соглашения теряет всякий смысл и подводит предприятие к конкурсному производству и ликвидации.

Проблему можно разрешить, если ввести налоговые органы в состав кредиторов, с которыми должник имеет право заключать мировое соглашение, в том числе и на особых условиях. При этом у должника будет возможность погашать задолженность в течение периода времени, определенного двумя сторонами, восстанавливая при этом свою платежеспособность и обеспечивая платежи в бюджет.

Другая проблема урегулирования задолженности возникает при работе с предприятиями - должниками в рамках конкурсного производства.

При конкурсном производстве конкурсный управляющий из имущества должника формирует конкурсную массу, за счет которой и происходит в последующем погашение включенных в реестр требований кредиторов. После введения конкурсного производства и закрытия реестра требований кредиторов в течение всего срока конкурсного производства может происходить (и происходит) начисление налоговых платежей в результате продолжения деятельности предприятия, а также реализации его имущества из конкурсной массы.

Согласно ст. 114 Закона N 6 - ФЗ требования кредиторов, заявленные после закрытия реестра требований кредиторов, в том числе требования по уплате обязательных платежей, возникшие после открытия конкурсного производства, удовлетворяются из имущества должника, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, заявленных в установленный срок (то есть до закрытия реестра требований кредиторов). Не секрет, что в большинстве случаев конкурсной массы не хватает даже для погашения задолженности по обязательным платежам, включенным в четвертую очередь (иногда всей конкурсной массы хватает лишь на выплату вознаграждений конкурсной команде). Что тогда говорить о тех обязательных платежах, которые возникают в рамках конкурсного производства после закрытия реестра требований кредиторов и которые должны погашаться лишь после удовлетворения всех требований кредиторов, включенных в реестр?

Далее, в Законе N 6 - ФЗ содержатся понятия "денежное обязательство" и "обязательные платежи". Так, "денежное обязательство" - это обязанность должника уплатить кредитору определенную денежную сумму по гражданско - правовому договору и по иным основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом РФ, а "обязательные платежи" - это налоги, сборы и иные обязательные взносы в бюджет соответствующего уровня и во внебюджетные фонды. При этом в соответствии со ст.106 Закона N 6 - ФЗ правомерно покрывать из конкурсной массы вне очереди судебные расходы, расходы, связанные с выплатой вознаграждения арбитражным управляющим, текущие коммунальные и эксплуатационные платежи должника, а также удовлетворять требования кредиторов только по обязательствам должника (а не по обязательным платежам), возникшим в ходе наблюдения, внешнего управления и конкурсного производства. Таким образом, вопрос проплаты текущих платежей по обязательным платежам остается неурегулированным.

Приведем еще один пример возникновения задолженности в рамках конкурсного производства.

При реализации имущества предприятия-банкрота (основных средств, остатков готовой продукции и др.) происходит начисление налогов, в частности налога на добавленную стоимость, который начисляется, но в бюджет не поступает ввиду недостатка конкурсной массы. Покупатель же имущества получает право на возмещение из бюджета данной суммы налога. В результате бюджет теряет дважды: во - первых, бюджет не получает начисленный НДС, во - вторых, он еще и подлежит возврату новому обладателю имущества.

Для решения данной проблемы можно предложить один из следующих вариантов:

1. Не начислять обязательные платежи в рамках процедуры конкурсного производства, тем самым ослабив долговую нагрузку на предприятия, не увеличивая заранее безнадежную недоимку, а также исключив двойные потери для бюджета.

2. Установить, что обязательные платежи, возникшие в ходе конкурсного производства, погашаются вне очереди, по аналогии с обязательствами, тем самым устранив действующий в настоящее время приоритет погашения обязательств перед обязательными платежами.

В основу Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" был заложен принцип - восстановление платежеспособности предприятия. Однако практика показывает, что в большинстве случаев данный закон, к сожалению, используется для передела собственности, а интересы государства остаются незащищенными.

Что касается применения Закона N 6 - ФЗ налоговыми органами, то оно в основном сводится к списанию безнадежной задолженности и практически не влияет на пополнение доходной части бюджета. Внесение изменений и дополнений в существующий закон должно решить ряд проблем и поставить данный закон на службу интересам общества и государства.


Материалы взяты с сайта: http://business.rin.ru/

<< Предыдущая Вернуться в список статей Следующая >>


Перевод с/на иностранные языки

Специальное предложение от Бюро переводов РОЙД для юридических фирм, адвокатских коллегий, бюро и юридических отделов компаний.

Подробнее >>

Реклама


Популярные статьи

Банкротство
Ежегодный объем российских сделок по слияниям и поглощениям в ближайшие 5 лет может превысить 10 млрд. долл...>>

Лизинг
Первые частные лизинговые структуры появились в России в начале 90 - х годов. С тех пор было зарегистрировано около 2500 лизинговых компаний. Однако это не значит, что в настоящее время...>>

Аудит
Развитие рынка аудиторских услуг в России в последние годы происходило бурными темпами. В то же время рост числа аттестованных аудиторов...>>

Консалтинг
Профессиональные консультационные услуги в России оказываются уже свыше десяти лет. Несмотря на столь длительных срок, ясного понимания того, для чего приглашать консультантов и нужно ли их вообще приглашать...>>





ГЛАВНАЯ :: СТАТЬИ :: ЗАКОНЫ :: РЕКЛАМА НА САЙТЕ